Православие.RU
Ссылка на это письмо
Logo

Седмица 25-я по Пятидесятнице

23-29 ноября


Здравствуйте, братья и сестры!

Поздравляем вас с памятью архангела Михаила и всех небесных сил, и с наступающим Воскресным днем! Предлагаем календарь на следующую седмицу и желаем душеполезного чтения!

  • 28 ноября — начало Рождественского поста.

Просветительские курсы

Новая лекция на тему «Священное Писание Нового Завета» уже опубликована на нашем YouTube-канале Сретенского монастыря.
Вы узнаете:

  • Как создавались и выглядели рукописи Евангелий.
  • Текстологические трудности при чтении Библии.
  • Проблемные места синодального перевода.

Трансляции лекций — каждый четверг в 19:00 на YouTube-канале и в Instagram-аккаунте Духовно-просветительском центра.


Икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница»

22 ноября

Воскресенье

10 ноября по старому стилю

Глас 7.
Поста нет

Мчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284-305). Прп. Матроны (ок. 492). Прп. Феоктисты (881).
Мч. Александра Солунского (IV). Мч. Антония (V). Прп. Иоанна Колова (V). Прпп. Евстолии (610) и Сосипатры (ок. 625).

Прп. Онисифора Печерского (1148). Свт. Нектария, митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца (1920). Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского,
Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина,
Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия (1937).

Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница» (X).

Тóй бо éсть ми́ръ нáшъ, сотвори́вый обоя́ еди́но, и средостѣ́нiе огрáды разори́вый, враждý плóтiю своéю, закóнъ зáповѣдiй учéньми упраздни́въ, да óба сози́ждетъ собóю во еди́наго нóваго человѣ́ка, творя́ ми́ръ, и примири́тъ обои́хъ во еди́нѣмъ тѣ́лѣ богови крестóмъ, уби́въ враждý на нéмъ: и пришéдъ благовѣсти́ ми́ръ вáмъ, дáльнимъ и бли́жнимъ, занé тѣ́мъ и́мамы приведéнiе óбои во еди́нѣмъ Дýсѣ ко Отцý. Тѣ́мже ýбо ктомý нѣ́сте стрáнни и пришéлцы, но сожи́теле святы́мъ и при́снiи Бóгу, наздáни бы́вше на основáнiи апóстолъ и прорóкъ, сýщу краеугóлну самомý Иисýсу Христý, о нéмже вся́ко создáнiе составля́емо растéтъ въ цéрковь святýю о Гóсподѣ: о нéмже и вы́ созидáетеся въ жили́ще Бóжiе Дýхомъ.

Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

И сé прiи́де мýжъ, емýже и́мя Иаи́ръ, и тóй кня́зь сóнмищу бѣ́. И пáдъ при ногý Иисýсову, моля́ше егó вни́ти въ дóмъ свóй: я́ко дщи́ единорóдна бѣ́ емý, я́ко лѣ́тъ двоюнáдесяте, и тá умирáше.

Егдá же идя́ше, нарóди угнѣтáху егó. И женá сýщи въ точéнiи крóве от двоюнáдесяте лѣ́ту, я́же врачéмъ издáвши всé имѣ́нiе, и не возмóже ни от еди́наго исцѣлѣ́ти: и пристýпльши созади́, коснýся крáя ри́зъ егó: и áбiе стá тóкъ крóве ея́. И речé Иисýсъ: ктó éсть коснýвыйся мнѣ́? Отметáющымся же всѣ́мъ, речé пéтръ и и́же съ ни́мъ: настáвниче, нарóди одержáтъ тя́ и гнѣтýтъ, и глагóлеши: ктó éсть коснýвыйся мнѣ́? Иисýсъ же речé: прикоснýся мнѣ́ нѣ́кто: áзъ бо чýхъ си́лу изшéдшую изъ менé. Ви́дѣвши же женá, я́ко не утаи́ся, трепéщущи прiи́де, и пáдши предъ ни́мъ, ея́же рáди вины́ прикоснýся емý, повѣ́да емý предъ всѣ́ми людьми́, и я́ко исцѣлѣ́ áбiе. О́нъ же речé éй: дерзáй дщи́, вѣ́ра твоя́ спасé тя: иди́ въ ми́рѣ.



Ещé емý глагóлющу, прiи́де нѣ́кiй от архисинагóга, глагóля емý, я́ко ýмре дщи́ твоя́: не дви́жи учи́теля. Иисýсъ же слы́шавъ отвѣщá емý, глагóля: не бóйся, тóкмо вѣ́руй, и спасéна бýдетъ. Пришéдъ же въ дóмъ, не остáви ни еди́наго вни́ти, тóкмо Петрá и Иоáнна и Иáкова, и отцá отрокови́цы, и мáтере. Плáкахуся же вси́ и рыдáху ея́. О́нъ же речé: не плáчитеся: не ýмре бо, но спи́тъ. И ругáхуся емý, вѣ́дяще, я́ко ýмре. О́нъ же изгнáвъ вóнъ всѣ́хъ, и éмъ за рýку ея́, возгласи́, глагóля: отрокови́це, востáни. И возврати́ся дýхъ ея́, и воскрéсе áбiе: и повелѣ́ дáти éй я́сти. И диви́стася роди́теля ея́. О́нъ же повелѣ́ и́ма никомýже повѣ́дати бы́вшаго.

И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти.

Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, - и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

Мысли святителя Феофана Затворника


Иаир гласно, при всех, упав к ногам Спасителя, молил Господа об исцелении дочери своей, и был услышан. Господь, ничего не сказав, тотчас встал и пошел к нему. На пути к Иаиру была исцелена кровоточивая жена, конечно, тоже не без молитвы с ее стороны, хоть она и не взывала словом и не падала ниц к ногам Господа: у ней была сердечная молитва веры. Господь услышал ее и дал исцеление. Тут все совершалось сокровенно. Кровоточивая сердцем обратилась к Господу; Господь слышал этот вопль-сердца и удовлетворил прошение. У этой жены и у Иаира молитва, по существу, одна, хотя и можно различать в них некоторые степени. Такие-то молитвы, полные веры, упования и преданности никогда не бывают не услышаны.

Говорят иногда: "молюсь, молюсь, а молитва моя все-таки не слышится". Но потрудись взойти в меру молитвы неотказываемой, ты и увидишь, почему она не услышана. Если ты будешь в молитвенном ли положении, как Иаир, или в простом обычном, как все окружающие, подобно кровоточивой, когда подвигнется в сердце твоем настоящая молитва, она несомненно войдет к Господу и преклонит Его на милость. Все дело в том, как дойти до такой молитвы. Трудись и дойдешь. Все чины молитвенные имеют в предмете вознести молитвенников в такую меру молитвы, и все, которые разумно проходят этот молитвенный курс, достигают цели своей.

Мученик Орест Тианский

23 ноября

Понедельник

10 ноября по старому стилю

Поста нет

Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I). Колесование вмч. Георгия (303) (Груз.). Мч. Ореста врача (304). Сщмч. Милия, еп. Персидского, и двух учеников его (341). Мч. Константина, кн. Грузинского (842).

Прп. Феостирикта, иже в Символех. Прмч. Нифонта и мч. Александра (1931). Сщмчч. Прокопия, архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна и Петра пресвитеров (1937). Сщмчч. Августина, архиеп. Калужского, и с ним Иоанна пресвитера, прмч. Иоанникия и Серафима, мчч. Алексия, Аполлона, Михаила (1937). Мч. Николая и мц. Анны и св. Бориса исп., диакона (1930-е). Мцц. Ольги (1941) и Феоктисты (1942).

Пáвелъ и Силуáнъ и тимоѳéй, цéркви солýнстѣй, о Бóзѣ Отцѣ́ нáшемъ и Гóсподѣ Иисýсѣ Христѣ́: благодáть вáмъ и ми́ръ от Бóга Отцá нáшего, и Гóспода Иисýса Христá.

Благодари́ти дóлжни есмы́ Бóга всегдá о вáсъ, брáтiе, я́коже достóйно éсть, я́ко превозрастáетъ вѣ́ра вáша, и мнóжится любо́вь еди́наго коегóждо всѣ́хъ вáсъ дрýгъ ко дрýгу: я́ко самѣ́мъ нáмъ хвали́тися о вáсъ въ цéрквахъ Бóжiихъ, о терпѣ́нiи вáшемъ и вѣ́рѣ во всѣ́хъ гонéнiихъ вáшихъ и скóрбехъ, я́же прiéмлете, показáнiе прáведнаго судá Бóжiя, во éже сподóбитися вáмъ цáрствiя Бóжiя, егóже рáди и стрáждете.

А́ще ýбо прáведно у Бóга, воздáти скóрбь оскорбля́ющымъ вáсъ, а вáмъ оскорбля́емымъ отрáду съ нáми, во откровéнiи Гóспода Иисýса съ небесé, со áнгелы си́лы своея́, во огни́ плáменнѣ даю́щаго отмщéнiе не вѣ́дущымъ Бóга и не послýшающымъ благовѣствовáнiя Гóспода нáшего Иисýса Христá: и́же мýку прiи́мутъ, поги́бель вѣ́чную, от лицá Госпóдня и от слáвы крѣ́пости егó, егдá прiи́детъ прослáвитися во святы́хъ свои́хъ и ди́венъ бы́ти во всѣ́хъ вѣ́ровавшихъ, я́ко увѣ́рися свидѣ́телство нáше въ вáсъ, въ дéнь о́нъ.

Павел и Силуан и Тимофей - Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами. Так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих — терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.

Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.

Речé же емý нѣ́кiй от нарóда: учи́телю, рцы́ брáту моемý раздѣли́ти со мнóю достоя́нiе. О́нъ же речé емý: человѣ́че, ктó мя́ постáви судiю́ или́ дѣли́теля надъ вáми? Речé же къ ни́мъ: блюди́те и храни́теся от лихои́мства: я́ко не от избы́тка комý живóтъ егó éсть от имѣ́нiя егó.

Речé же ко ученикóмъ свои́мъ: сегó рáди глагóлю вáмъ: не пецы́теся душéю вáшею, чтó я́сте: ни тѣ́ломъ, во чтó облечéтеся: душá бóлши éсть пи́щи, и тѣ́ло одéжды. Смотри́те врáнъ, я́ко не сѣ́ютъ, ни жнýтъ: и́мже нѣ́сть сокрóвища, ни жи́тницы, и Бóгъ питáетъ и́хъ: кóльми пáче вы́ естé лýчши пти́цъ? Ктó же от вáсъ пекíйся мóжетъ приложи́ти вóзрасту своемý лáкоть еди́нъ? А́ще ýбо ни мáла чесó мóжете, чтó о прóчихъ печéтеся? Смотри́те кри́ны, кáко растýтъ: не труждáются, ни прядýтъ: глагóлю же вáмъ, я́ко ни соломóнъ во всéй слáвѣ своéй облечéся, я́ко еди́нъ от си́хъ. А́ще же травý, на селѣ́ днéсь сýщу и ýтрѣ въ пéщь вмéщему, Бóгъ тáко одѣвáетъ: кóльми пáче вáсъ, маловѣ́ри? И вы́ не ищи́те, чтó я́сте, или́ чтó пiéте: и не возноси́теся: всѣ́хъ бо си́хъ язы́цы мíра сегó и́щутъ: вáшъ же Отéцъ вѣ́сть, я́ко трéбуете си́хъ. Обáче ищи́те цáрствiя Бóжiя, и сiя́ вся́ приложáтся вáмъ.

Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.

И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело - одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что́ заботитесь о прочем? Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! Итак, не ищите, что́ вам есть, или что́ пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.

Мысли святителя Феофана Затворника

(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31)

"Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства.

То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце.

Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.

Мученик Стефан Дечанский, король Сербский

24 ноября

Вторник

11 ноября ст.ст.

Поста нет

Вмч. Мины (304). Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304). Прп. Феодора Студита, исп (826).

Блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1434). Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.). Прп. Мартирия Зеленецкого (1603). Сщмч. Евгения пресвитера (1937).

Егда́ прiи́детъ просла́витися во святы́хъ свои́хъ и ди́венъ бы́ти во всѣ́хъ вѣ́ровавшихъ, я́ко увѣ́рися свидѣ́телство на́ше въ ва́съ, въ де́нь о́нъ. За сiе́ и мо́лимся всегда́ о ва́съ, да вы́ сподо́битъ зва́нiю Бо́гъ на́шъ и испо́лнитъ вся́ко благоволе́нiе бла́гости и дѣ́ло вѣ́ры въ си́лѣ, я́ко да просла́вится и́мя Го́спода на́шего Иису́са Христа́ въ ва́съ, и вы́ въ не́мъ, по благода́ти Бо́га на́шего и Го́спода Иису́са Христа́.

Мо́лимъ же вы́, бра́тiе, о прише́ствiи Го́спода на́шего Иису́са Христа́ и на́шемъ собра́нiи о не́мъ, не ско́ро подвиза́тися ва́мъ от ума́, ни ужаса́тися ниже́ ду́хомъ, ниже́ сло́вомъ, ни посла́нiемъ а́ки от на́съ по́сланнымъ, я́ко уже́ настои́тъ де́нь Христо́въ.

Когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству. Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа.

Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.

Рече́ же Госпо́дь: кто́ у́бо е́сть вѣ́рный строи́тель и му́дрый, его́же поста́витъ госпо́дь надъ че́лядiю свое́ю, дая́ти во вре́мя житомѣ́рiе? Блаже́нъ ра́бъ то́й, его́же прише́дъ госпо́дь его́ обря́щетъ творя́ща та́ко: вои́стинну глаго́лю ва́мъ, я́ко надъ всѣ́мъ имѣ́нiемъ свои́мъ поста́витъ его́.

А́ще же рече́тъ ра́бъ то́й въ се́рдцы свое́мъ: косни́тъ господи́нъ мо́й прiити́: и начне́тъ би́ти рабы́ и рабы́ни, я́сти же и пи́ти и упива́тися: прiи́детъ господи́нъ раба́ того́ въ де́нь, въ о́нъ же не ча́етъ, и въ ча́съ, въ о́нъ же не вѣ́сть: и расте́шетъ его́, и ча́сть его́ съ невѣ́рными положи́тъ. То́й же ра́бъ вѣ́дѣвый во́лю господи́на своего́, и не угото́вавъ, ни сотвори́въ по во́ли его́, бiе́нъ бу́детъ мно́го: невѣ́дѣвый же, сотвори́въ же досто́йная ра́намъ, бiе́нъ бу́детъ ма́ло. Вся́кому же, ему́же дано́ бу́детъ мно́го, мно́го взы́щется от него́: и ему́же преда́ша мно́жайше, мно́жайше про́сятъ от него́.

Господь же сказал: кто́ верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, - то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

Мысли святителя Феофана Затворника

(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48)

Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Икона Божией Матери Киккская

25 ноября

Среда

12 ноября ст.ст.

Пища с растительным маслом

Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (616-620). Прп. Нила постника (V). Прор. Ахии (960 до Р.Х.).

Блж. Иоанна Власатого, Ростовского (1580). Прп. Нила Мироточивого, Афонского (1651). Сщмч. Александра пресвитера (1918). Сщмчч. Константина, Владимира, Александра, Матфея, Димитрия пресвитеров (1937).

Иконы Божией Матери «Милостивая».

Мóлимъ же вы́, брáтiе, о пришéствiи Гóспода нáшего Иисýса Христá и нáшемъ собрáнiи о нéмъ, не скóро подвизáтися вáмъ от умá, ни ужасáтися нижé дýхомъ, нижé слóвомъ, ни послáнiемъ áки от нáсъ пóсланнымъ, я́ко ужé настои́тъ дéнь Христóвъ. Да никтóже вáсъ прельсти́тъ ни по еди́ному же о́бразу: я́ко áще не прiи́детъ отступлéнiе прéжде, и откры́ется человѣ́къ беззакóнiя, сы́нъ поги́бели, проти́вникъ и превознося́йся пáче вся́каго глагóлемаго бóга и́ли чти́лища, я́коже емý сѣ́сти въ цéркви Бóжiей áки бóгу, показýющу себé, я́ко бóгъ éсть. Не пóмните ли, я́ко ещé живы́й у вáсъ, сiя́ глагóлахъ вáмъ?

И ны́нѣ удержавáющее вѣ́сте, во éже яви́тися емý въ своé емý врéмя. Тáйна бо ужé дѣ́ется беззакóнiя, тóчiю держя́й ны́нѣ дóндеже от среды́ бýдетъ: и тогдá яви́тся беззакóнникъ, егóже Госпóдь Иисýсъ убiéтъ Дýхомъ ýстъ свои́хъ, и упраздни́тъ явлéнiемъ пришéствiя своегó, егóже éсть пришéствiе по дѣ́йству сатанинý во вся́цѣй си́лѣ и знáменiихъ и чудесѣ́хъ лóжныхъ, и во вся́кой льсти́ непрáвды въ погибáющихъ, занé любвé и́стины не прiя́ша, во éже спасти́ся и́мъ. И сегó рáди пóслетъ и́мъ Бóгъ дѣ́йство льсти́, во éже вѣ́ровати и́мъ лжи́, да сýдъ прiи́мутъ вси́ не вѣ́ровавшiи и́стинѣ, но благоволи́вшiи въ непрáвдѣ.

Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?

И ныне вы знаете, что́ не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.

Невѣ́дѣвый же, сотвори́въ же достóйная рáнамъ, бiéнъ бýдетъ мáло. Вся́кому же, емýже данó бýдетъ мнóго, мнóго взы́щется от негó: и емýже предáша мнóжайше, мнóжайше прóсятъ от негó.
Огня́ прiидóхъ воврещи́ на зéмлю, и чтó хощý, áще ужé возгорѣ́ся? Крещéнiемъ же и́мамъ крести́тися, и кáко удержýся, дóндеже скончáются? Мнитé ли, я́ко ми́ръ прiидóхъ дáти на зéмлю? ни́, глагóлю вáмъ, но раздѣлéнiе. Бýдутъ бо отсéлѣ пя́ть во еди́номъ домý раздѣлéни, трié на двá, и двá на три́: раздѣли́тся отéцъ на сы́на, и сы́нъ на отцá: мáти на дщéрь, и дщи́ на мáтерь: свекры́ на невѣ́сту свою́, и невѣ́ста на свекрóвь свою́.


Глагóлаше же и нарóдомъ: егдá ýзрите о́блакъ восходя́щь от зáпада, áбiе глагóлете: тýча грядéтъ: и бывáетъ тáко. И егдá ю́гъ вѣ́ющь, глагóлете: знóй бýдетъ: и бывáетъ. Лицемѣ́ри, лицé нéбу и земли́ вѣ́сте искушáти: врéмене же сегó кáко не искушáете? Чтó же и о себѣ́ не сýдите прáведное? Егдá бо грядéши съ сопéрникомъ твои́мъ ко кня́зю, на пути́ дáждь дѣ́ланiе избы́ти от негó: да не кáко привлечéтъ тебé къ судiи́, и судiя́ тя́ предáстъ слузѣ́, и слугá всади́тъ тя́ въ темни́цу: глагóлю тебѣ́: не изы́деши оттýду, дóндеже и послѣ́днюю мѣ́дницу воздáси.

А который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.

Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно? Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.

Мысли святителя Феофана Затворника

(2 Фес. 2, 1-12; Лк. 12, 48-59)

"Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей". Что за причина? Верующие в Господа исполняются совсем другим духом, противоположным тому, который властвовал в людях до пришествия Его, потому они и не уживаются вместе. Языческий мир преследовал исключительно житейские и земные интересы. Иудеи хоть имели указания на высшие блага, но к концу склонились на путь язычников. Господь, пришедши в мир, указал людям другие сокровища, вне семьи, вне общества, и возбудил другие стремления. Принимавшие Его учение естественно устанавливали образ жизни не по прежнему, оттого и подвергались неприязни, притеснениям, гонениям. Вот и разделение. Апостол Павел потом сказал, что и все "желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2Тим. 3,12).

Святитель Иоанн Златоуст

26 ноября

Четверг

13 ноября ст.ст.

Поста нет

Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского (407). Мц. Манефы (307-308). Мчч. Антонина, Никифора и Германа (308).

Тако́въ бо на́мъ подоба́ше архiере́й: преподо́бенъ, незло́бивъ, безскве́рненъ, отлуче́нъ от грѣ́шникъ и вы́шше небе́съ бы́вый, и́же не и́мать по вся́ дни́ ну́жды, я́коже первосвяще́нницы, пре́жде о свои́хъ грѣсѣ́хъ же́ртвы приноси́ти, пото́мъ же о людски́хъ: сiе́ бо сотвори́ еди́ною, себе́ прине́съ. Зако́нъ бо человѣ́ки поставля́етъ первосвяще́нники, иму́щыя не́мощь: сло́во же кля́твенное, е́же по зако́нѣ, Сы́на во вѣ́ки соверше́нна.

Глава́ же о глаго́лемыхъ: такова́ и́мамы первосвяще́нника, и́же сѣ́де о десну́ю престо́ла вели́чествiя на небесѣ́хъ, святы́мъ служи́тель и ски́нiи и́стиннѣй, ю́же водрузи́ Госпо́дь, а не человѣ́къ.

Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

А́зъ е́смь две́рь: мно́ю а́ще кто́ вни́детъ, спасе́тся: и вни́детъ и изы́детъ, и па́жить обря́щетъ. Та́ть не прихо́дитъ, ра́звѣ да укра́детъ и убiе́тъ и погуби́тъ: а́зъ прiидо́хъ, да живо́тъ и́мутъ и ли́шше и́мутъ.

А́зъ е́смь па́стырь до́брый: па́стырь до́брый ду́шу свою́ полага́етъ за о́вцы: а нае́мникъ, и́же нѣ́сть па́стырь, ему́же не су́ть о́вцы своя́, ви́дитъ во́лка гряду́ща, и оставля́етъ о́вцы, и бѣ́гаетъ: и во́лкъ расхи́титъ и́хъ, и распу́дитъ о́вцы: а нае́мникъ бѣжи́тъ, я́ко нае́мникъ е́сть, и неради́тъ о овца́хъ. А́зъ е́смь па́стырь до́брый: и зна́ю моя́, и зна́ютъ мя́ моя́: я́коже зна́етъ мя́ Оте́цъ, и а́зъ зна́ю Отца́: и ду́шу мою́ полага́ю за о́вцы. И и́ны о́вцы и́мамъ, я́же не су́ть от двора́ сего́: и ты́я ми́ подоба́етъ привести́, и гла́съ мо́й услы́шатъ: и бу́детъ еди́но ста́до и еди́нъ па́стырь.

Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский

27 ноября

Пятница

14 ноября ст.ст.

Пища с растительным маслом

Апостола Филиппа (ок. 81-96). Правоверного царя Иустиниана (565) и царицы Феодоры (548). Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (ок. 1360).

Прп. Филиппа Ирапского (1527). Сщмчч. Димитрия, Александра, Виктора, Алексия, Михаила, Михаила, Феодора, Петра, Алексия, Сергия, Николая, Василия, Александра, Николая, Димитрия , Димитрия, Порфирия, Василия, Георгия, Василия, Сергия, Александра, Сергия пресвитеров, Николая диакона, прмч. Аристарха, мч. Гавриила и мц. Анны (1937). Сщмч. Феодора пресвитера (1940). Сщмч. Сергия пресвитера (1941).

Повелѣвáемъ же вáмъ, брáтiе, о и́мени Гóспода нáшего Иисýса Христá, отлучáтися вáмъ от вся́каго брáта безчи́нно ходя́ща, а не по предáнiю, éже прiя́ша от нáсъ: сáми бо вѣ́сте, кáко лѣ́по éсть вáмъ подóбитися нáмъ: я́ко не безчи́нновахомъ у вáсъ, нижé тýне хлѣ́бъ ядóхомъ у когó, но въ трудѣ́ и пóдвизѣ, нóщь и дéнь дѣ́лающе, да не отягчи́мъ никогóже от вáсъ: не я́ко не и́мамы влáсти, но да себé о́бразъ дáмы вáмъ, во éже уподóбитися нáмъ.


И́бо егдá бѣ́хомъ у вáсъ, сié завѣщавáхомъ вáмъ: я́ко áще ктó не хóщетъ дѣ́лати нижé да я́стъ. Слы́шимъ бо нѣ́кiя безчи́нно ходя́щыя у вáсъ, ничтóже дѣ́лающыя, но лукáвно обходя́щыя: таковы́мъ запрещáемъ и мóлимъ о Гóсподѣ нáшемъ Иисýсѣ Христѣ́, да съ безмóлвiемъ дѣ́лающе, свóй хлѣ́бъ ядя́тъ. Вы́ же, брáтiе, не стужáйте, дóброе творя́ще.

А́ще же ктó не послýшаетъ словесé нáшего послáнiемъ, сегó назнáменуйте и не примѣшáйтеся емý, да посрами́тся: и не áки врагá имѣ́йте егó, но наказýйте я́коже брáта.

Сáмъ же Госпóдь ми́ра да дáстъ вáмъ ми́ръ всегдá во вся́цѣмъ о́бразѣ: Госпóдь со всѣ́ми вáми. Цѣловáнiе моéю рукóю пáвлею, éже éсть знáменiе во вся́цѣмъ послáнiи, си́це пишý: благодáть Гóспода нáшего Иисýса Христá со всѣ́ми вáми. Ами́нь.

Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, - не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.

Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Вы же, братия, не унывайте, делая добро.

Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.

Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами! Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Въ тóй дéнь приступи́ша нѣ́цый от фарисéй, глагóлюще емý: изы́ди и иди́ отсю́ду, я́ко И́родъ хóщетъ тя́ уби́ти.

И речé и́мъ: шéдше рцы́те ли́су томý: сé изгоню́ бѣ́сы и исцѣлéнiя творю́ днéсь и ýтрѣ, и въ трéтiй скончáюся. Обáче подобáетъ ми́ днéсь и ýтрѣ и въ бли́жнiй ити́: я́ко невозмóжно éсть прорóку поги́бнути кромѣ́ Иерусали́ма. Иерусали́ме, Иерусали́ме, изби́вый прорóки и кáменiемъ побивáя пóсланныя къ тебѣ́, колькрáты восхотѣ́хъ собрáти чáда твоя́, я́коже кокóшъ гнѣздó своé подъ крилѣ́, и не восхотѣ́сте? Сé оставля́ется вáмъ дóмъ вáшъ пýстъ. Глагóлю же вáмъ, я́ко не и́мате менé ви́дѣти, дóндеже прiи́детъ, егдá речéте: благословéнъ гряды́й во и́мя Госпóдне.

В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя.

И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу; а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!

Мысли святителя Феофана Затворника

(2 Фес. 3, 6-18; Лк. 13, 31-35)

"Се оставляется дом ваш пуст", сказал Господь об Иерусалиме. Значит, есть мера долготерпению Божию. Милосердие Божие вечно бы готово терпеть, ожидая добра; но что делать, когда мы доходим до такого расстройства, что не к чему и рук приложить? Потому и бросают нас. Так будет и в вечности. Все говорят: милосердие Божие не попустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того; но что делать с теми, которые преисполнены зла, а исправиться не хотят? Они сами себя ставят за пределами милости Божией и оставляются там потому, что не хотят выйти оттуда.

Как есть прогресс в добре, так есть прогресс и в зле. Мы видим на земле ожесточенных во зле; такими же могут они остаться и вне земли, а потом и навсегда. Когда придет всему конец, а ему придти неизбежно, куда девать этих ожесточившихся во зле? Уж, конечно, куда-нибудь вне области светлой, определенной для потрудившихся над собою в очищении своих нечистот. Вот и ад! Не исправившиеся при лучших обстоятельствах исправятся ли при худших? А если же нет, то вот и вечный ад!

Не Бог виновник ада и вечных в нем мучений, а сами грешники. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень желает, чтоб не было грешников, затем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поостерегся попасть туда.

Преподобный Паисий Величковский

28 ноября

Суббота

15 ноября ст.ст.

Разрешается рыба

Начало Рождественского поста.

Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299-306) и Авива (322). Мч. Димитрия (ок. 307). Мчч. Елпидия, Маркелла и Евстохия (IV).

Прп. Паисия Величковского (1794). Сщмчч. Николая и Петра пресвитеров, Григория и Никиты диаконов (1937). Купятицкой иконы Божией Матери (1180).

Благодáть вáмъ и ми́ръ от Бóга Отцá и Гóспода нáшего Иисýса Христá, дáвшаго себé по грѣсѣ́хъ нáшихъ, я́ко да избáвитъ нáсъ от настоя́щаго вѣ́ка лукáваго, по вóли Бóга и Отцá нáшего, емýже слáва во вѣ́ки вѣкóвъ. Ами́нь.


Чуждýся, я́ко тáко скóро прелагáетеся от звáвшаго вы́ благодáтiю Христóвою, во и́но благовѣствовáнiе: éже нѣ́сть и́но, тóчiю нѣ́цыи сýть смущáющiи вы́ и хотя́щiи преврати́ти благовѣствовáнiе Христóво. Но и áще мы́, или́ áнгелъ съ небесé благовѣсти́тъ вáмъ пáче, éже благовѣсти́хомъ вáмъ, анáѳема да бýдетъ. Я́коже предрекóхомъ, и ны́нѣ пáки глагóлю: áще ктó вáмъ благовѣсти́тъ пáче, éже прiя́сте, анáѳема да бýдетъ. Ны́нѣ бо человѣ́ки препирáю, или́ Бóга, или́ ищý человѣ́комъ угождáти? А́ще бо бы́хъ ещé человѣ́комъ угождáлъ, Христóвъ рáбъ не бы́хъ ýбо бы́лъ.

Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; Ему слава во веки веков. Аминь.

Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что́ вы приняли, да будет анафема. У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.

Бы́сть же въ прóчiй дéнь, сшéдшымъ и́мъ съ горы́, срѣ́те егó нарóдъ мнóгъ.

И сé мýжъ изъ нарóда возопи́, глагóля: учи́телю, молю́тися, при́зри на сы́на моегó, я́ко единорóденъ ми́ éсть: и сé дýхъ éмлетъ егó, и внезáпу вопiéтъ, и пружáется съ пѣ́нами, и едвá отхóдитъ от негó, сокрушáя егó: и моли́хся ученикóмъ твои́мъ, да ижденýтъ егó: и не возмогóша. Отвѣщáвъ же Иисýсъ речé: о, рóде невѣ́рный и развращéнный, докóлѣ бýду въ вáсъ и терплю́ вы́? приведи́ ми сы́на твоегó сѣ́мо. Ещé же грядýщу емý, повéрже егó бѣ́съ и стрясé. Запрети́ же Иисýсъ дýхови нечи́стому, и исцѣли́ óтрока, и вдадé егó отцý егó. Дивля́хуся же вси́ о вели́чiи Бóжiи.

В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа.

Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его. Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего. Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его. И все удивлялись величию Божию.

Мысли святителя Феофана Затворника

(Гал. 1, 3-10; Лк. 9, 37-43)

По отшествии с горы Преображения, Господь исцеляет бесноватого юношу. Исцелению предшествовал укор в неверии, как причине, по которой бедствовавший не был исцелен учениками. Чье бы ни было это неверие - отца ли, который привел сына, собравшегося ли народа, или, может быть, и апостолов - видно только, что неверие затворяет двери милостивого заступления Божия и помощи, а вера отверзает ее. Господь и сказал отцу: сколько можешь веровать, на столько и получишь. Вера не дело одной мысли и ума, когда относится к лицу, а обнимает все существо человека. Она заключает взаимные обязательства верующего и Того, Кому он верует, хоть бы они не были выражаемы буквально.

Кто верует, тот на того во всем полагается и отказа себе от него ни в чем не ожидает; потому обращается к нему с нераздвоенною мыслью, как к отцу, идет к нему, как в свою сокровищницу, в уверенности, что не возвратится тощ. Такое расположение склоняет без слов и того, к кому оно имеется. Так бывает между людьми.

Но в истинном виде является сила расположений, когда они обращены ко Господу, всемогущему, всеведущему и хотящему подать нам всякое благо; и истинно верующий никогда не бывает обманутым в своих ожиданиях. Если мы чего не имеем и, прося того, не получаем, то это потому, что нет у нас должной веры. Прежде всего надо взыскать и водворить в сердце полную веру в Господа, взыскать и вымолить ее у Него, ибо и она не от нас, а Божий дар. Отец юноши на требование веры молился: "верую, Господи, помоги моему неверию". Веровал слабо, колеблясь, и молился об утверждении веры. А кто похвалится совершенством веры и кому, следовательно, не нужно молиться: "помоги, Господи, моему неверию"? Когда бы вера была в силе у нас, то и мысли были бы чисты, и чувства святы, и дела богоугодны. Тогда Господь внимал бы нам, как отец детям; и что ни вспало бы нам на сердце — а вспасть могло бы при этом только одно приятное Господу — все то получали бы мы без отказа и отсрочки.

Апостол и евангелист Матфей

29 ноября

Воскресенье

16 ноября ст.ст.

Глас 8.
Разрешается рыба

Апостола и евангелиста Матфея (60). Прав. Фулвиана, кн. Ефиопского, во св. Крещении Матфея (I).

Сщмч. Филумена Святогробца (1979) (Иерус.). Сщмч. Феодора пресвитера и с ним мчч. Анании и Михаила (1929). Сщмчч. Иоанна, Николая, Виктора, Василия, Макария и Михаила пресвитеров (1937). Прмч. Пантелеимона (1937). Мч. Димитрия (1938).

Молю́ ýбо вáсъ áзъ ю́зникъ о Гóсподѣ, достóйно ходи́ти звáнiя, въ нéже звáни бы́сте, со вся́кимъ смиреномýдрiемъ и крóтостiю, съ долготерпѣ́нiемъ, терпя́ще дрýгъ дрýгу любóвiю, тщáщеся блюсти́ единéнiе дýха въ сою́зѣ ми́ра. Еди́но тѣ́ло, еди́нъ дýхъ, я́коже и звáни бы́сте во еди́нѣмъ уповáнiи звáнiя вáшего: еди́нъ Госпóдь, еди́на вѣ́ра, еди́но крещéнiе, еди́нъ Бóгъ и Отéцъ всѣ́хъ, и́же надъ всѣ́ми и чрезъ всѣ́хъ и во всѣ́хъ нáсъ.

Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

Евангелие от Луки:
притча о добром самарянине

И сé, закóнникъ нѣ́кiй востá, искушáя егó и глагóля: учи́телю, чтó сотвори́въ, живóтъ вѣ́чный наслѣ́дую? О́нъ же речé къ немý: въ закóнѣ чтó пи́сано éсть? кáко чтéши? О́нъ же отвѣщáвъ речé: возлю́биши Гóспода Бóга твоегó от всегó сéрдца твоегó, и от всея́ души́ твоея́, и всéю крѣ́постiю твоéю, и всѣ́мъ помышлéнiемъ твои́мъ: и бли́жняго своегó я́ко сáмъ себé. Речé же емý: прáво отвѣщáлъ еси́: сié сотвори́, и жи́въ бýдеши. О́нъ же хотя́ оправди́тися сáмъ, речé ко Иисýсу: и ктó éсть бли́жнiй мóй?


Отвѣщáвъ же Иисýсъ речé: человѣ́къ нѣ́кiй схождáше от Иерусали́ма во иерихóнъ, и въ разбóйники впадé, и́же совлéкше егó, и я́звы возлóжше отидóша, остáвльше едвá жи́ва сýща. По слýчаю же свящéнникъ нѣ́кiй схождáше путéмъ тѣ́мъ, и ви́дѣвъ егó, мимои́де. Тáкожде же и леви́тъ, бы́въ на тóмъ мѣ́стѣ, пришéдъ и ви́дѣвъ, мимои́де. Самаря́нинъ же нѣ́кто гряды́й, прiи́де надъ негó, и ви́дѣвъ егó, милосéрдова: и пристýпль обвязá стрýпы егó, возливáя мáсло и винó: всади́въ же егó на свóй скóтъ, приведé егó въ гости́нницу, и прилѣжá емý: и наýтрiя изшéдъ, изъе́мъ двá срéбреника, дадé гости́ннику, и речé емý: прилѣжи́ емý: и, éже áще прiиждивéши, áзъ егдá возвращýся, воздáмъ ти́.


Ктó ýбо от тѣ́хъ трiéхъ бли́жнiй мни́ттися бы́ти впáдшему въ разбóйники? О́нъ же речé: сотвори́вый ми́лость съ ни́мъ. Речé же емý Иисýсъ: иди́, и ты́ твори́ тáкожде.

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Мысли святителя Феофана Затворника

(Еф. 4, 1-6; Лк. 10, 25-37)

Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: "в законе что написано? как читаешь?". Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей - в мыслях, что касается чувств - в чувствах и расположениях, что касается дел - в делах.

Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни, и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно.

Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне.



Новая книга

Не жалея себя.
Жизнь архимандрита Нафанаила (Поспелова), рассказанная им самим

Книга посвящена светлой памяти бессменного казначея Псково-Печерского монастыря и старца архимандрита Нафанаила (Поспелова). Здесь представлены его жизнеописание и воспоминания о нем братии, близких и духовных чад. Завершает издание Алфавит духовных рассказов и поучений отца Нафанаила.

Это был человек, о котором преподобный Симеон Псково-Печерский сказал: «Отец Нафанаил имеет ревность о Боге Илиину, а премудрость — Соломонову».

Смотреть книгу


Письмо аввы Дорофея

К брату, угнетаемому искушением

Прежде всего, брат мой, надобно сказать, что мы не знаем путей промысла Божия и потому должны предоставлять Ему устроять всё, касающееся до нас. А тем более должно поступать так теперь. Ибо если ты захочешь по человеческим мыслям судить о случающемся, вместо того чтобы возлагать всю печаль свою на Бога, то такие помыслы лишь утрудят тебя.

Итак, когда восстанут на тебя противные помыслы и начнут утеснять тебя, ты должен взывать к Богу: «Господи! как Ты хочешь, и как Ты знаешь, устрой это дело»; ибо промысл Божий делает много сверх нашего соображения и надежды. И иногда то, что мы предполагали, на опыте бывает иначе. Одним словом, во время искушения нужно иметь долготерпение и молиться, а не желать, как я сказал, и не полагать, что можно человеческими помыслами преодолеть помыслы бесовские.

Зная сие, авва Пимен сказал, что изречение, повелевающее не заботиться о завтрашнем дне (Мф.6:34), относится к человеку, находящемуся в искушении.

Итак, сын мой, веруя, что это истинно, оставь всякий собственный помысл, хотя бы он был и разумный, и имей на Бога надежду, которая «может сделать несравненно более того, чего мы просим или о чём помышляем» (Еф.3:20). Я мог бы отвечать на всё, что ты сказал, но не хочу противоречить ни тебе, ни даже себе самому, только желаю показать тебе путь к надежде на Бога, ибо сей путь есть безопаснейший и самый твёрдый. Господь с тобою.


Братья и сестры!
Просим вас помочь в покупке
средств индивидуальной защиты для священников,
которые ходят в больницы.


Православие.ru в

Группа Православие.RU в социальной сети ВКонтакте
Группа Православие.RU в социальной сети Одноклассники
Группа Православие.RU в социальной сети FaceBook
Группа Православие.RU в Instagram
Группа Православие.RU в Telegram
Трансляция материалов портала Православие.RU в Twitter
Сообщество Православие.RU в LiveJournal
Канал портала Православие.RU в YouTube
Канал портала Православие.RU в социальной сети Елицы

Расскажите о рассылке друзьям. Они могут подписаться на странице подписки.

Вы получили это письмо, потому что подписаны на рассылку «Православие.Ru».

Также письмо можно прочесть по ссылке. Если вы больше не хотите получать рассылку — можете отписаться.

Рассылка подготовлена с помощью сервиса

mailganer-logo-white.png